Дмитрий (dzimitori) wrote,
Дмитрий
dzimitori

Categories:

Дза-дзэн, монахи и удар палкой

Давеча ходимши я на традиционную буддийскую медитацию – дза-дзэн. Тоямский Международный центр организовал такой выход для нескольких иностранцев, включая меня, в действующий, не туристический, храм, где реально живут и практикуют буддийские монахи.

Было несколько иностранцев, японцы и непосредственно монахи. В начале нам вкратце прочитали курс молодого монаха о том, что такое собственно дза-дзэн медитация и что нам следует делать, а чего делать нежелательно.

Задача наша заключалась в том, что мы должны были сидя на жестких высоких подушечках в специальной позе с максимально выпрямленной спиной, избавится от мыслей, непрерывно текущих в голове любого человека, и просто наблюдать мир и себя, не отгораживаясь от них завесой мысленного монолога. Ну, кто читал Кастанеду, тот в курсе, что это.

Особенностью сидячей медитации дза-дзэн является то, что если ты просто тупо сидишь, лишь изображая медитацию, а не медитируя на самом деле (интересно, как монахи это угадывают?), то к тебе подходит сзади монах и хреначит по твоей глупой башке палкой: чтобы, значит, бросал придуриваться и не морочал себе и людям голову.

Впрочем, ты и сам можешь попросить монаха нанести тебе просветляющий удар – достаточно во время медитации сложить перед грудью ладони, дав тем самым монаху знак. Тут же к тебе сзади по-кошачьи мягко подходит монах и – БАЦ! – получите-распишитесь.

Мы расселись перед роскошным золоченым алтарем спиной к центру храмового зала на жесткие подушечки, по-особому сложивши ноги, монах звякнул колокольчиком и медитация началась. За нашими спинами начал прохаживаться один из монахов с дубинкой наперевес, а мы старались жить данной секундой, воспринимая мир во всей его полноте, не отвлекаясь на мысли.

Однако не прошло и десяти минут, как к сидящему рядом со мной русскому пареньку Максу подошел монах – и БДЫЩ! – зарядил палкой тому от всей души. После этого монах наклонился к Максу и что-то ласково прошептал ему на ухо. Очевидно, что-то типа дескать, если ты сука такая, резко не начнешь реально медитировать, то таких пиздюлей отхватишь, что мало не покажется.

Видимо, хлесткий громкий звук удара палки в тишине храма произвел впечатление не только на меня, и старательно сосредоточиваться на медитации, отбросив всякое баловство, начал не я один – потому что до конца медитации монах уже больше никого не бил.

Кроме Макса – тому так понравилась просветляющая пиздюлина, что он через полчаса еще раз ее заказал, дав знак монаху, после чего огреб повторно.

на медитации

Вообще монах прохаживающийся за твой спиной производит отрезвляющий эффект не меньше самого удара – когда он с дубинкой неспешно подходит к тебе за спиной, то звук его шагов довольно бодро отрезвляет и возвращает к реальности – то есть к цели медитации. Ожидая удара спиной, начинаешь чувствовать малейшее шелоховение воздуха, все оттенки звуков и всепоглощающую реальность окружающего мира.

Примечательно, что перед медитацией нас не просили выключить сотовые телефоны, а во время самой медитации невесть откуда взявшийся корреспондент-газетчик нахально щелкал фотоаппаратом со всех удобных ему ракурсов – подразумевается, что погружение в медитацию должно быть настолько глубоким, что тебя не должны смущать такие мелочи. Более того - под конец медитации, когда мы должны были особенно глубоко погружены в концентрацию, один монах начал специально шуметь – бил в барабан, громко стучал палкой о палку, звенел в колокольчики и вообще всячески проверял нас на устойчивость внимания. Но мы уже и без монаха с палкой за спиной были настолько в медитации, что не обращали внимания ни на барабаны, ни на затекшие ноги.

медитация с монахом

Кстати, ноги реально затекают не по-детски. Сами монахи медитируют сидя около часа, после чего сменяют сидячую медитация на медитацию ходячую – не теряя сфокусированности на внутренней мысленной пустоте, они неспешно вереницей бредут вокруг храма. Но нам сообщили, что ходячая медитация довольно сложна, и для начала нам бы просто научиться хотя бы в покое отстранятся от мыслей, поэтому нам просто дали возможность после получаса медитации прерваться на небольшой перерыв, чтобы размять затекшие ноги, после чего медитация для нас продолжалась еще с полчаса.

Надо сказать, что уж не знаю, то ли монах с дубиной, то ли атмосфера храма, то ли еще что, но через какое-то время действительно начинаешь ощущать особый покой, не нарушаемый мыслями и эмоциями, при этом не теряя четкости и ясности окружающего мира, которая, напротив, даже усиливается.

медитация - храм

После финального звона колокольчика нам сообщили, что медитация закончена, и мы пошли с монахами и настоятелем храма пить зеленый чай с традиционными японскими сладостями. Монахи, столь непроницаемые во время медитации, оказались улыбчивыми доброжелательными ребятами, охотно поддерживающими разговор и смеющимися над шутками. Настоятель храма – морщинистый старец, не потерявший, однако, живости и цепкости взгляда, отвечал на наши глупые иностранные вопросы. "Сколько времени в день монах проводит в медитации?" – задал я свой вопрос. Настоятель распространенно объяснил мне, что у монаха вообще-то достаточно много дел и обязанностей (кстати, чем живут монахи – это вообще отдельный разговор), чтобы вот так рассиживаться долгое время, поэтому монахи практикуют дза-дзэн во время своих повседневных дел, хотя и обязательной всеобщей медитации тоже уделяют время. Вообще, сказал настоятель, вся жизнь монаха должна быть дза-дзэн. "Какие заповеди буддизма?" – спросил кто-то. "Их несколько, но все они укладываются в универсальную формулу – делай добрые дела" – последовал ответ. Впрочем, позже нам выдали листки с записанными каллиграфическими иероглифами основными концепциями буддизма.

В свою очередь, монахи спрашивали нас, откуда мы приехали и о наших странах (наша банда иностранцев состояла из двух русских, американца, англичанина, итальянки и непальца). В ходе разговора я, кстати, узнал версию, почему русская матрешка без ног. А вы знаете? Читайте версию "Отчего у матрешки нету ножек".

Как я уже сказал, храм этот действующий, совмещенный с монастырем, экскурсий туда не водят, но зато при храме есть детская площадка – и если, например, маме надо куда-то срочно отлучиться, но не с кем оставить ребенка, то она приводит его сюда, и за ребенком присматривают монахи. Вообще же буддийские и синтоистские храмы очень демократичны и открыты для людей, достаточно вести себя с уважением к этому месту – каких-то особых церемоний нет. Мы с японцами фотографировались в храме, разглядывали алтари, разговаривали в голос и вообще вели себя довольно непринужденно и это было совершенно нормально, А в синтоистком храме я вообще как-то жестко бухал с японцами за накрытыми прямо перед алтарем столами.

На прощание монахи подарили нам традиционные сладости, которые делают сами, а мы долго еще раскланивались с ними во дворе храма и махали руками на прощание.

________________________

Послесловие для любознательных и дотошных.
Это только звучит так страшно: "удар палкой". Однако, во-первых, монахи бьют не по голове (по крайней мере, гостей-иностранцев), а сбоку по основанию шеи, а во-вторых, палка имеет к концу уплощение, выглядящее как линейка, и удар наносится плашмя, не столько причиняя боль, сколько издавая очень громкий резкий хлопок. Но вообще дзэн известен тем, что просветление в нем достигают шокирующим методом - ударом, криком и т.д. Так, известна притча о том, как монах после нескольких лет почти непрерывной медитации не мог достигнуть просветления и настоятель сказал, что если через три дня тот в результате медитации не достигнет просветления, то его убьют. Так как сомневаться в словах настоятеля у монаха причин не было, то на второй день он реально просветлился. Что характерно, дзэн буддизм с его жесткой самодисциплиной получил широкое распространение среди самураев - например, зачастую младших сыновей самурая отдавали в монахи. Дзэн буддизм вообще предполагает довольно быстрое достижение просветления без длительных ритуалов - у самурая жизнь оборваться может в любое мгновение, ему время терять никак не хочется.
Но в любом случае, сейчас монахи особо не зверствуют с шоковой терапией.
Subscribe

  • (no subject)

    В общем то похоже окончательно переполз в однострочечный формат твиттерочка, увидимся там, если что https://twitter.com/japanreports

  • Храмовый комплекс в Коя-сан

    Коя-сан - старинная деревня в горах на юге центрального острова Хонсю, с множеством храмов, часть из которых относятся к Всемирному наследию ЮНЕСКО.…

  • (no subject)

    Сегодня ходил на ежегодный Ниигатский фестиваль сакэ, где представляют свои сорта множество местных небольших частных производств, но речь не об…

Comments for this post were disabled by the author